Паспорт проекта
Дети и сказка неразделимы, они созданы друг для друга и потому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка".
Г.Н. Волков
Актуальность: В наше время возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития истории народов и племен. Можно увидеть, что родители окружают детей вниманием и заботой в соответствии со своим пониманием и возможностями. Однако традиционным в их действиях является лишь говорение с малышом на родном языке, реже использование напевов, пестушек и потешек, игр. Сказки и загадки присутствуют в его воспитании как элемент фольклора, обрядовая часть отсутствует вовсе, подтексты культуры незнакомы порой даже самому педагогу. Поэтому часто знакомство со своей родной культурой, именно знакомство, поверхностное внешнее.
Академик Г.Н. Волков утверждает, что "народная сказка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Это первое звено той цепи, которое связывает человека со всеми предыдущими поколениями, да и со всем человечеством. Сказки искренни, в то же время мудры и поучительны. Сказки высокопоэтичны и нравственны. А значит, они могут помочь ребенку освоить мир человеческих чувств, отношений, сформировать гуманные и этические представления. Они помогают заложить в душе ребенка "кирпичики", из которых строятся основы восприятия мира.
Хорошо знакомая, неоднократно прочитанная сказка выступает для малыша "волшебным зеркалом", в котором отражаются удивительные вещи.
Необходима лишь помощь сведущего человека, чтобы знать, куда смотреть и что ты хочешь увидеть. Сберечь доставшееся нам по наследству поможет лишь любовь, а чтобы любить, надо, прежде всего, знать, помнить и уважать.
Как отмечает А. Арушанская, опросы дошкольников показывают, что родители все реже читают детям книги. А патриархальная семья из трех поколений уже практически ушла в прошлое. А с ней и способы передачи информации, сохранения культурных традиций. Бабушки и дедушки все реже передают традиции семьи. Да и сами родители крайне редко играют с детьми в игры своего детства и рассказывают сказки. В такой ситуации детский сад становится местом, где ребенок узнает о культуре, традициях и обычаях своих предков, знакомится с народным творчеством. Благодаря использованию комплекса разнообразных методов по ознакомлению с различными элементами культуры русского народа у детей появляются не только новые представления о социальной действительности, но и новые эмоциональные оценки, гуманные сопереживания, что способствует формированию эмоционально-положительного настроя по отношению национальной культуре.
Таким образом, актуальность выбранной темы проекта обусловлена следующими моментами:
· значением народных сказок в становлении личности ребенка-дошкольника (речевом, интеллектуальном, нравственном, художественном, творческом развитии);
· малоразработанностью обозначенной темы проекта;
· низким уровнем развития связной речи и задач по ознакомлению с художественной литературой.
Актуальность заявленной темы проекта позволила нам обозначить проблему проекта: какова модель ознакомления детей с культурой родного края на основе использования русских народных сказок?
Тип проекта: познавательно-исследовательский, художественно-творческий.
Длительность проекта: долгосрочный (3 месяца: сентябрь – ноябрь).
Участники проекта:дети, воспитатель, родители, музыкальный руководитель.
Цель проекта: разработать модель ознакомления детей с культурой родного края на основе использования русских народных сказок.
Задачи проекта:
1. Проанализировать программно-методическое обеспечение по ознакомлению детей с культурой родного края.
2. Создать сказочно-игровое пространство "Сказочный мир", включающего в себя несколько универсальных центров в групповом помещении: центр народной сказки, мини-библиотека, театрально-игровой центр, мини-музей филимоновской и дымковской игрушек.
3. Разработать систему работы по ознакомлению детей с культурой родного края на основе использования русских народных сказок.
4. Организация разных видов театрализованной деятельности (кукольный театр, варежковый театр, пальчиковый театр, театр на фланелеграфе, теневой театр, театр «шагающие пальчики», театр би-ба-бо, драматизация и т.д.).
5. Осуществление единства воспитательно-образовательного взаимодействия с семьями воспитанников.
Ожидаемые результаты:
· создается сказочно-игровое пространство "Сказочный мир", включающее в себя несколько универсальных центров в групповом помещении: центр народной сказки, мини-библиотека, театрально-игровой центр, мини-музей филимоновской и дымковской игрушек;
· у детей сформируется представление о родной стране, о русских народных сказках; они понимают смысл слова "народные" сказки, дают полный, правильный, мотивированный ответ.
· ребенок проявляет устойчивый интерес к сказкам. Он адекватно понимает содержание сказочных образов, обосновывает их смысл и выражает свои переживания. Объясняет языковые средства художественной выразительности, дополняет произведение и его образы. Отличается высокой степенью активности эмоционально-эстетического отношения и воображения;
· дети умеют разыгрывать небольшие сказочные произведения, находить интонационную канву для передачи речевых особенностей персонажей; передавать одинаковое эмоциональное состояние различных сказочных героев. Находить выразительные движения и уметь взаимодействовать с другими персонажами. Проявлять инициативу при создании декораций и атрибутов, находить предметы для создания выразительного образа и организации пространственной среды.
Этапы работы
над проектом |
Деятельность педагога |
Совместная деятельность детей и родителей |
Подготовительный |
1. Анализ развивающей предметно-пространственной среды ДОУ с учетом национальных особенностей.
2. Аналитический обзор литературы по проблемам развития детей средствами русских народных сказок.
3. Выявление понимания и оценки дошкольниками образов народных сказок и установление уровней сформированности восприятия и создания сказочных образов в театрализованной и игровой деятельности.
4. Создание творческой группы родителей и планирование ее работы.
5. Ознакомление с проектной идеей коллектива ДОУ.
6. Разработка концепции проекта "Бабушкины сказки".
7. Составление педагогического проекта "Бабушкины сказки".
8. Поиск критериев эффективности результатов деятельности по проекту и разработка методики мониторинга результатов. |
1. Обсуждение темы.
2. Постановка вопросов для исследования. |
Реализация проекта |
1. Знакомство педагогов и родителей воспитанников со спецификой работы по ознакомлению дошкольников с национальной культурой с использованием русских народных сказок.
2. Обеспечение материальной части проекта (привлечение родителей и детей к изготовлению атрибутов, костюмов к русским народным сказкам).
3. Формирование у родителей воспитанников личностной заинтересованности в реализации проекта.
4. Создание развивающей предметно-пространственной среды по ознакомлению детей с русской национальной культурой.
5. Внедрение проекта в педагогический процесс ДОУ. |
Создание сказочно-игрового пространства "Сказочный мир", включающего в себя несколько универсальных центров в групповом помещении: центр народной сказки, мини-библиотека, театрально-игровой центр, мини-музей филимоновской и дымковской игрушек. |
Рефлексия |
1. Коллективный анализ и оценка результатов проекта.
2. Подведение итогов работы.
3. Выбор содержания и наглядного сопровождения презентации.
4. Обсуждение процесса презентации. |
Презентация проекта |
1. Совместная с детьми презентация (инсценировка сказки).
2. Выставки: детских работ, художественной литературы, театрально-игрового центра, мини-библиотеки «Бабушкина сказка». |
1. Совместное с воспитателем ведение презентации.
2. Последовательное включение детей с рассказами об отдельных мероприятиях проекта.
3. Изготовление книжек-малышек «Бабушкина сказка».
4. Изготовление филимоновской и дымковской игрушек. |
План работы над проектом:
Работа с педагогами
№ |
Мероприятия |
1. |
Изучение наглядно-методической литературы по вопросам формирования личности ребенка средствами устного народного творчества. |
2. |
Составление перечня русских народных сказок, используемых в работе с детьми по плану проекта. |
3. |
Семинар «Сказка как источник творчества детей». |
4. |
Консультация «Психолого-педагогические особенности работы со сказкой с детьми дошкольного возраста». |
5. |
Открытый просмотр развлечения «Викторина по сказкам». |
6. |
Открытый просмотр постановки сказки «Заюшкина избушка». |
7. |
Фотовыставка «Вот как в сказке мы живем!». |
8. |
Выступление на педагогическом совете с творческим отчетом о проделанной работе с мультимедийным сопровождением. |
Работа с детьми
Модель ознакомления детей с культурой родного края на основе использования русских народных сказок
Название сказок |
Виды деятельности |
Коммуникативная |
Познавательно-исследовательская |
Игровая |
Изобразительная, конструирование |
Двигательная, театрализованная |
Музыкальная |
Колобок |
НОД «Составление описания животных по картинкам».
Речевая игра «Угадай героя по словесному описанию» |
НОД: «Путешествие в осенний лес»;
«Гости из леса» |
Пальчиковая гимнастика: «Оладушки от бабушки»; «Зайчишка-трусишка»; «Лисица».
Лото «Герои сказок».
П/и «У медведя во бору» |
Рисование «Заяц в осеннем лесу»;
Аппликация «Колобок» |
Пластические этюды:
· «трусливый заяц»;
· «косолапый медведь».
Театр теней;
Театр на фланелеграфе |
Пение песни Колобка. Просмотр м/ф «Колобок» |
Заюшкина избушка |
Заучивание приговорок Лисы и Петуха |
НОД «Угостим зайчиков морковкой». Д/и «Чьи следы?» |
Д/и «Выбери украшение для Лисы».
П/и «Лиса в курятнике». Игровое упражнение «Строим домики».
Пальчиковая гимнастика: «Заяц и лиса», «Петин гребешок», «Петушок» |
Аппликация «Домики для зайчика и лисички» |
Пластический этюд «Хитрая Лиса».
Игровое упражнение «Зайчик серый умывается».
Перчаточный театр «Заюшкина избушка» |
Просмотр м/ф «Заюшкина избушка» |
Репка |
НОД «Описание игрушек – кошки и собаки». Речевая игра «Угадай героя».
Рассматривание картины «Времена года» (в саду, на огороде, в поле осеннем). Разучивание пословиц и поговорок о труде и овощах. |
Экологические игры: «Угадай, что съел?», «Опиши, я отгадаю» |
Пальчиковая гимнастика: «Репка», «Осенью».
П/и «Перетяни канат»; «Жучка» |
Рисование «Овощи созрели: пора собирать и на стол подавать».
Лепка «Овощи для магазина» Конструирование «Постройка будки для собаки» |
Драматизация сказки «Репка» |
Просмотр м/ф «Репка». Музыкальная игра «Угадай, кто?» |
Маша и медведь |
Концерт «Осень разноцветная». Разучивание потешки «Я по лесу, по зеленому, бреду». Рассказ И. Дмитриева «Что такое лес» (последующая беседа) |
Экологическая игра «Найди такой листок, как на дереве» |
Пальчиковая гимнастика: «Деревья друзья», «Человечек». П/и «У медведя во бору», «Мишка по лесу гулял». Математическая игра «Что бывает высокое, низкое и т.д.» |
Аппликация «Ели, сосны», «Осенний ковер» (коллективная). Рисование «Грустная осень». «Украсим грибок».
Лепка «Грибы в корзинке» «Маша и медведь». Конструирование из природного материала «Грибок» |
Творческое упражнение «Изобрази медведя».
Показ сказки «Маша и медведь» на фланелеграфе |
Пение и слушание песен про осень. Просмотр м/ф «Машенька и медведь» |
Волк и семеро козлят |
Заучивание приговорки волка «Козлятушки-ребятушки». Составление описания животных по картинкам |
Д/и «Дикие и домашние животные» |
П/и «Волк и козлята». Пальчиковая гимнастика «Козлята», «Волк» |
Рисование по сказке «Волк и семеро козлят» |
Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят» |
Просмотр м/ф «Волк и козлята», «Небольшая хитрость» (м/с «Барбоскины» 115 серия) |
Теремок |
Загадки про животных. Разучивание пословиц и поговорок о дружбе. Рассказ по картинке «Грибок» (На полянке рос грибок…) |
Д/и «Чей хвост?» |
Математическая игра «Цветные дома». Пальчиковая гимнастика «Неожиданная встреча»,
«В лесной чаще», «Избушка на замке».
П/и «Серые мышки», «Догони зайку», «Переселение лягушек», «Теремок».
Лото «Животные» |
Рисование «Теремок». Лепка «Вам знаком такой зверек?». Аппликация «Строим теремок».
Конструирование «Теремок». Изготовление книжки-малышки «Теремок» |
Пластические этюды:
· «трусливый заяц»;
· «косолапый медведь»;
· «хитрая лиса».
Игровое упражнеие: «Заинька».
Театр теней;
Пальчиковый театр |
Просмотр м/ф «Теремок», |
Гуси-лебеди |
Заучивание потешки «Гуси-гуси, га-га-га…».
Загадки про птиц |
Д/и «Чей хвост?» (птицы) |
П/и «Домашние птицы», «Гуси и волк». Пальчиковая гимнастика «Гусь», «Гуси», «Гусь-задира». Математическая игра «Что бывает длинное, широкое и т.д.». Лото «Герои сказок» |
Рисование «Птичий дом, птичий двор». Аппликация «Поспели яблоки в саду» (коллективная). Конструирование «Гусь» (д/и «Танграм») |
Показ сказки «Гуси-лебеди» на фланелеграфе |
Просмотр м/ф «Гуси-лебеди». Слушание записи голосов птиц |
Три медведя |
Заучивание стихотворения «Мишка косолапый». Разбор проблемных ситуаций «Как быть, если заблудился», «Можно ли одному уходить» |
Экологическая игра «Найди такой листок, как на дереве» |
П/и «У медведя во бору».
Д/и «Танграмм». Пальчиковая гимнастика: «Деревья друзья», «Человечек», «Мишки-бродяги» |
Аппликация «Украсим Насте платьице». Коллаж «Лес» (коллективная работа) |
Творческое упражнение «Изобрази медведя».
Инсценировка сказки «Три медведя» |
Просмотр м/ф «Три медведя». Слушание записи «Звуки природы» |
Бычок - смоляной бочок |
Заучивание стихотворения «Идет бычок, качается» |
Д/и «Домашние животные и их детеныши» |
Пальчиковая гимнастика: «Корова» |
Рисование ««Дымковский» бычок», «Филимоновские узоры» |
|
Просмотр м/ф «Бычок – смоляной бочок» |
Лиса и журавль |
Разучивание пословиц и поговорок о дружбе. |
Д/и «Кто что ест».
Экологическая игра «Кто в домике живет?» |
Пальчиковая гимнастика: «Долгоногий журавель», «Лиса».
Игра «Сложи картинку» |
Аппликация «Украсим кувшин» |
Пластический этюд «Хитрая Лиса». |
Просмотр м/ф «Лиса и журавль» |
Работа с родителями
№ |
Содержание |
1. |
Анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании вашего ребенка». |
2. |
Семинар «Сказка как источник творчества детей». |
3. |
«Любимые сказки моей семьи» – посиделки с семьями воспитанников. |
4. |
Брифинг «Читаем вместе с детьми». |
5. |
Наглядная информация «Учите вместе с нами». |
6. |
Конкурс рисунков совместного творчества детей и их родителей «Любимые сказки». |
7. |
«Театральная мастерская» (изготовление атрибутов и пособий к сказкам) |
8. |
Выставка совместного творчества детей и родителей «Книжки-малышки «Бабушкина сказка»» |
9. |
Выставка совместного творчества детей и родителей «Филимоновская и дымковская игрушки» |
Весь материал, собранный в сказочно-игровом пространстве "Сказочный мир", будет использоваться в непосредственно образовательной, совместной, в самостоятельной деятельности детей, что позволит в течение года организовать разные виды театрализованной деятельности по мотивам русских народных сказок (настольный театр, Би-ба-бо, пальчиковый и кукольный театры, драматизации, сюжетно-ролевые игры, книжки-малышки и т.д.).
"Сказочный мир" является творческой мастерской, которая побуждает детей к созданию образов героев русских народных сказок и воплощению своих идей в разных видах деятельности (в игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, речевой).